Английский


Рекомендации первого межрегионального (координационного) семинара по вопросам регистрации субъектов экономической деятельности и лицензирования отдельных видов деятельности

3. Подробный комментарий рекомендаций.

3.1 Государственная регистрация

  1. Необходимость разработки и принятия федерального закона (далее - Закон), концепция которого могла бы отразить определенные принципиальные позиции, излагаемые ниже.
          Регулирование отношений по государственной регистрации СЭД единым комплексным законодательным актом федерального уровня на сегодняшний день прямо предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51). В практической плоскости регулирование вопросов государственной регистрации множеством правовых актов при отсутствии федерального закона порождает массу правоприменительных конфликтов.
          В марте 2001 года Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации проект федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". Не давая оценку содержанию данного законопроекта, а также иных альтернативных проектов, эксперты пришли к выводу о том, что концепция проекта федерального закона о государственной регистрации СЭД для целей приближения российского законодательства в области корпоративного права с нормами права Европейского Союза должна содержать принципиальные позиции, изложенные ниже.
  2. Закон должен охватывать регистрацию всех субъектов экономической деятельности, включая юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей.
          Буквальное толкование статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая посвящена государственной регистрации юридических лиц, ориентирует федерального законодателя на принятие закона с узким предметом регулирования - отношения только по государственной регистрации юридических лиц. Это доказывает и название законопроекта, внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации.
          Вместе с тем, представляется целесообразным разработка федерального закона (далее - ФЗ), единым образом регламентирующего порядок регистрации и юридических лиц, и иных субъектов предпринимательской деятельности. Такая кодификация обеспечит единообразный подход к регистрации субъектов экономической деятельности на территории Российской Федерации.
          Унифицирование регистрации соответствует интересам государства в данной сфере, так как позволит, в том числе:
    1) создать систему регистрирующих органов, вместо несколько, параллельно функционирующих систем (соответственно сберегая материально-технические и финансовые ресурсы);
    2) усовершенствовать условия получения государственными органами информации более широкого спектра о субъектах экономической деятельности;
    3) упростить процесс осуществления государственного контроля, в рамках действующего законодательства.
          Выработка государством, через ФЗ, единообразного подхода к вопросам регистрации различных субъектов экономической деятельности выгодна, и самим субъектам, прежде всего тем, что информация, которую они имеют право получить от регистрирующего органа о других участниках гражданских правоотношений, будет им доступна в едином регистрирующем органе.
          В настоящее время в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к регулированию правового статуса индивидуальных предпринимателей применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященные юридическим лицам. Однако, как показывает сравнительный анализ правового статуса индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, для регистрации индивидуальных предпринимателей применение пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (Согласно пункту 3 статьи 23 ГК РФ "к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения".) в этом случае является не приемлемым. Вполне очевидно, что регистрации индивидуальных предпринимателей присуще отдельные особенности, не позволяющие применять к ним по аналогии правовые нормы о регистрации юридических лиц. Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Принятие по каждой категории субъектов экономической деятельности отдельных законодательных актов представляется не оправданным и с точки зрения правил законотворческой технологии, поскольку речь идет о регулировании одного вида общественных отношений с некоторыми особенностями для различного субъектного состава (юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства).
          В федеральном законе должен быть отражен вопрос и о регистрации субъектов экономической деятельности публичного порядка (органы государственной власти, местного самоуправления). В настоящее время сложилась различная правоприменительная практика, при которой в одних субъектах Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют государственную регистрацию для легализации своего участия в хозяйственном обороте, в других субъектах Федерации - последние приобретают права юридического лица правовым актом соответственно высшего должностного лица, главы муниципального образования. Не последнюю роль в этом играет отсутствие в федеральном законодательстве каких-либо положений для однозначного решения данной проблемы.
  3. Закон исчерпывающим образом должен регламентировать вопросы формирования и ведения единого федерального реестра, цель его создания, принципы.
          Цель рекомендации заключается в том, чтобы исключить регламентацию вопросов формирования и ведения единого федерального реестра на подзаконном уровне исходя из значимости данного вопроса для национальной экономики.
          Государственная регистрация представляет собой совокупность юридически значимых действий, главное из которых и цель которых, в значительной степени, - внесение записи в единый государственный реестр. Реестр должен представлять собой совокупность актуальной информации о субъектах экономической деятельности, хранящейся в единообразном для всей территории РФ виде и доступной для использования и обработки. Учитывая вышеизложенное, очевидна важность данной рекомендации, затрагивающей фундаментальный вопрос будущего ФЗ. Особенное значение следует придать именно принципу исчерпывающей регламентации порядка формирования и ведения единого государственного реестра, не допуская при их изложении отсылочных норм.
  4. Принятие во внимание при разработке реестра аргументации и содержания Первой директивы ЕС.
          Обязательство России предпринять усилия в направлении приближения российского законодательства в области корпоративного права с нормами права ЕС вытекает из статьи 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ 1994 года. В этой связи экспертами предложено при разработке единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей учесть содержание Первой Директивы Совета 68/15/ЕЕС от 9 марта 1968 г. о координации гарантий, которые Государства - участники в целях защиты интересов участников и других лиц, требуют от компаний в рамках значения второго параграфа статьи 58 Соглашения, для установления эквивалентности таких гарантий в рамках всего сообщества. Данным документом, в частности, определяется перечень документов и сведений, подлежащих внесению в государственный реестр. Так, в соответствии с положениями статей 2 и 3 Директивы подлежат внесению в реестр:
    - основные сведения о деятельности компании, содержащиеся в Уставе, включая их изменения;
    - сведения о назначении и прекращении полномочий лиц, которые наделены полномочиями представлять компанию перед третьими лицами и в судебном процессе, а также принимать участие в управлении, наблюдении и контроле за компанией;
    - сведения о величине уставного капитала;
    - баланс и счет прибылей и убытков компании за каждый финансовый год. Документ, содержащий баланс, должен предоставлять сведения о лицах, которые в соответствии с законом обязаны его удостоверять.
Следующие страницы...    1  2   3   4   5   6   7

 

LPEO
  Межрегиональный
           семинар

    Подробный комментарий
     рекомендаций

 

 

 

 

 


 

Гостевая книга - Галерея - Контакты- E-mail  


Copyright ©  2001 P'Art Studio. All rights reserved.